Расположен в высокогорной части Центрального Дагестана в бассейне реки Кара — Койсу.
Район граничит на юго-западе и западе с Тляратинским и Шамильским районами, с Тляратинским протяжённость границы-50,7 км. и с Шамильским — 27,3 км. по гребню Нукатлинского хребта.
С севера и севера-востока район граничит с Гунибским и с Лакским районами, протяжённость границ с Гунибским — 34,7 км. и с Лакским — 29,4 км.
На юго-востоке район граничит с Рутульским районом. Граница проходит по гребню Дюльтидагского хребта протяжённостью 15,8 км.
Территория района имеет протяжённость в длину с севера на юг 50-55 км, в ширину с востока на запад 20-25 км.
Районный центр село Цуриб удалён от столицы Республики Дагестан на расстояние 180 километров.
Общая площадь района – 115680 га. (1156 кв.км.)
Численность населения Чародинского района составляет на 01.01.2019 г. составляет 15,054 тыс. чел.
Общая площадь жилого фонда – 366,5 тыс. кв. м, в том числе жилищный фонд в 50 многоквартирных домах 28,1 тыс.кв. м.
Обеспеченность населения Чародинского района жильем, в расчете на одного жителя, составляет 28,2 кв. м общей площади жилого фонда.
В состав Чародинского района входят 53 населенных пунктов, образующих 13 сельских поселений – муниципальных образований.
Протяженность автомобильных дорог района составляет 214,3 км, в том числе республиканского значения – 26,1 км и местного значения – 188,2 км. Доля протяженности автодорог местного значения с твердым покрытием составляет 2,5 км или 1,3%.
Территория района изрезана мелкими речками и ручьями, протекающими в глубоких каньонах. Неоднородностью рельефа Чародинского района обусловлена вертикальная климатическая зональность. С подъемом в горы климат становится более прохладным, полусухим, с резко выраженными колебаниями температуры воздуха. Климат района — континентальный с умеренно холодной зимой и теплым летом, умеренной увлажненностью, выраженной засушливостью на южных склонах и достаточной увлажненностью на северных. Средняя зимняя температура -4° С, абсолютный минимум -29° С, средняя летняя температура +18° С. Среднее годовое количество осадков 400-600 мм. Солнечных дней в году свыше 300.Климатические особенности благоприятны для проведения климатотерапии (особенно эффективно лечение бронхиальной астмы).
Гористый рельеф района создает трудности при обработке почвы (в результате здесь исторически сложилось террасное земледелие. Посевы размещены на небольших участках и механизация возделывания сельхозкультур затруднена). Почвы – горно-луговые, черноземовидные; содержание гумуса 5-7%.
На больших высотах расположены субальпийские луга, являющиеся хорошими пастбищами для скота.
Общая площадь, занимаемая лесными массивами и кустарниками – 7430 га (хвойных – 74%, лиственных – 26%). Из хвойных пород преобладают кавказская сосна, в незначительном количестве туя. Из лиственных - береза, дуб, чинар, дикая яблоня и груша. Из кустарников - шиповник, боярышник, можжевельник, барбарис, по рекам – облепиха.
Из 53 населенных пунктов, наиболее крупными центрами социального тяготения, в которых должны получить развитие все отрасли социально-культурного обслуживания, включая создание комфортных условий проживания жителям села на основе реализации комплексных проектов благоустройства территорий, обеспечения их эксплуатации и содержания, в соответствии с утвержденными в муниципальных образованиях правилами благоустройства являются – с. Цуриб с численностью населения 2,947 тыс. чел., с. Ириб – 1,284 тыс. чел.
Прочие населенные пункты, относящиеся к сельским рядовым, будут иметь сеть объектов повседневного спроса и удобные связи с близлежащим центром социального тяготения.
Природно-климатические условия Чародинского района, его географическое положение и рельеф создают благоприятные предпосылки для проведения работ по благоустройству территорий и развития инженерной инфраструктуры.
«Благоустройство» - совокупность мероприятий, направленных на создание благоприятных, здоровых и культурных условий жизни и досуга населения на территории муниципального образования, включающих в себя работы по строительству и ремонту объектов благоустройства, малых архитектурных форм, надлежащему санитарному содержанию территорий, освещению, озеленению, обустройству городской среды, внешней рекламы и информации, созданию внешнего облика населенного пункта.
В целях реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» и настоящей муниципальной программы:
понятие «городская среда» применяется как к городским, так и к сельским поселениям;
под благоустройством территорий муниципальных образований или под муниципальными образованиями подразумевается благоустройство территорий населенных пунктов с численностью населения свыше 1000 чел. – сс. Цуриб и Ириб;
благоустройство общественных территорий – мероприятия по благоустройству территории муниципального образования соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий);
под дворовой территорией понимается совокупность территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе парковками (парковочными местами), тротуарами и автомобильными дорогами, включая автомобильные дороги, образующие проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам;
использованы следующие сокращения:
федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» национального проекта Российской Федерации «Жилье и городская среда» – Федеральный проект;
соглашение о предоставлении в 2020 году субсидии из республиканского бюджета Республики Дагестан бюджету муниципального образования «Чародинский район»на поддержку муниципальной программы «Формирование современной городской среды в муниципальном образовании«Чародинский район» на 2019-2024 годы – Соглашение;
администрация муниципального образования «Чародинский район» Республики Дагестан – Администрация;
муниципальная программа «Формирование современной городской среды в муниципальном образовании«Чародинский район» на 2019-2024 годы – Программа.
Проблема благоустройства территории является одной из самых насущных, требующей каждодневного внимания и эффективного решения. Необходимо принятие комплекса мер, направленных на приведение в надлежащее состояние территорий общего пользования, дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к дворовым территориям, от состояния которых во многом зависит качество жизни населения.
Текущее состояние большинства дворовых и общественных территорий в муниципальных образованиях не соответствует современным требованиям к местам проживания граждан, обусловленным нормами Градостроительного и Жилищного кодексов Российской Федерации. До настоящего времени благоустройство дворовых территорий осуществлялось по отдельным видам работ, без взаимной увязки элементов благоустройства. Некоторые виды работ по благоустройству практически не производились: работы по содержанию зеленых зон дворовых территорий, организации новых дворовых площадок для отдыха детей разных возрастных групп, устройство парковок для временного хранения автомобилей.
Существующее положение обусловлено рядом факторов: введение новых современных требований к благоустройству и содержанию дворовых территорий, недостаточное финансирование мероприятий в предыдущие годы, отсутствие комплексного подхода к решению проблемы формирования и обеспечения среды, комфортной и благоприятной для проживания населения.
При отсутствии проекта благоустройства получить многофункциональную адаптивную среду для проживания граждан не представляется возможным.
При выполнении работ по благоустройству необходимо учитывать мнение жителей и сложившуюся инфраструктуру территории для определения функциональных зон и выполнения других мероприятий.
Комплексное благоустройство территорий позволит поддержать их в удовлетворительном состоянии, повысить уровень благоустройства, создать гармоничную архитектурно-ландшафтную среду, обеспечить здоровые условия отдыха и жизни жителей.
Несмотря на имеющиеся положительные тенденции в развитии благоустройства и озеленения, необходимо отметить и ряд существующих проблем: недостаточное финансирование на выполнение работ по реконструкции зеленых насаждений рядовых посадок, созданию парковых зон.
Решениями Советов депутатов поселений Чародинского района муниципального образования, в 2017 году приняты обновленные Правила благоустройства территорий муниципальных образований муниципального образования «Чародинский район», в которых установлены требования к комплексному благоустройству микрорайонов и дворовых территорий муниципальных образований на долгосрочный период.
В настоящее время сфера благоустройства муниципальных образований муниципального образования «Чародинский район» представлена следующими показателями:
количество и площадь благоустроенных дворовых территорий в муниципальных образованиях (обеспеченных твердым покрытием, позволяющим комфортное передвижение по основным пешеходным коммуникациям в любое время года и в любую погоду, освещением, игровым оборудованием для детей возрастом до пяти лет и набором необходимой мебели, озеленением, оборудованными площадками для сбора отходов), (ед./кв. м) – 0;
доля благоустроенных дворовых территорий от общего количества дворовых территорий, (%) – 0;
охват населения благоустроенными дворовыми территориями (доля населения, проживающего в жилом фонде с благоустроенными дворовыми территориями от общей численности населения муниципальных образований), (%) – 0;
количество и площадь площадок, специально оборудованных для отдыха, общения и проведения досуга разными группами населения муниципальных образований (спортивные площадки, детские площадки, площадки для выгула собак и другие), (ед./кв. м) – 12/10000;
доля населения, имеющего удобный пешеходный доступ к площадкам, специально оборудованным для отдыха, общения и проведения досуга, от общей численности населения муниципальных образований. Под удобным пешеходным доступом понимается возможность для пользователя площадки дойти до нее по оборудованному твердым покрытием и освещенному маршруту в течение не более чем пяти минут, (%) – 10;
количество общественных территорий в муниципальных образованиях (парки, скверы, набережные и т.д.), (ед.) – 5/12800;
количество и площадь благоустроенных общественных территорий (парки, скверы, набережные и т.д.) от общего количества таких территорий, (ед./кв. м) – 0/0;
количество и площадь общественных территорий от общего количества таких территорий, нуждающихся в благоустройстве, (ед./кв. м) – 5/12800;
площадь благоустроенных общественных территорий, приходящихся на 1 жителя муниципального образования (кв. м/чел.) – 0;
объем финансового участия граждан, организаций в выполнении мероприятий по благоустройству дворовых территорий, общественных территорий в муниципальных образованиях, (млн. руб.) – 0;
трудовое участие граждан, организаций в выполнении мероприятий по благоустройству дворовых территорий, общественных территорий – регулярно проводимые субботники по их очистке и озеленению.
Уникальную возможность реализовать современные комплексные подходы к формированию комфортной городской среды дает реализация настоящей Программы, разработанной в рамках федерального проекта Российской Федерации «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда».
До утверждения и начала реализации проект муниципальной программы «Формирование современной городской среды в муниципальном образовании«Чародинский район» на 2019-2024 годыподлежит опубликованию для проведения в установленном порядке процедуры публичных обсуждений с привлечением широкой общественности, в соответствии с Порядком общественного обсуждения проекта муниципальной программы «Формирование современной городской среды в муниципальном образовании«Чародинский район» на 2019-2024 годы, утвержденным постановлением администрации муниципального образования «Чародинский район» от 12 декабря 2017 г. № 123.
Реализация Программы осуществляется по двум направлениям:
- благоустройство дворовых территорий в муниципальных образованиях;
- благоустройство наиболее посещаемых муниципальных территорий общего пользования (общественных территорий) в муниципальных образованиях.
Мероприятиями настоящей программы предусматривается благоустройство наиболее интенсивно используемых жителями территорий, территорий жилой застройки, общественных территорий, территорий, приспособленных для выполнения разнообразных функций (многофункциональные территории), дворовые пространства и другие.
В целях организации процесса комплексного благоустройства, по результатам инвентаризации и оценки текущего состояния сферы благоустройства, проведенного в ходе натурного обследования территорий населенных пунктов Чародинского района с численностью населения свыше 1000 чел., Администрацией проводятся мероприятия по подготовке паспорта благоустройства территорий, который позволит оптимизировать как процесс ухода и содержания территорий, так и их дальнейшего развития (например, осуществить проектирование и строительство детских площадок, размещение мест отдыха, выделение дополнительных мест для парковки и т.д.).
Паспорт благоустройства территорий, подготовленный в соответствии с формой, утвержденной приказом Минстроя РД от 16.06.2017 г. № 112 «Об утверждении Порядка инвентаризации благоустройства дворовых территорий, общественных территорий, территорий индивидуальной жилой застройки и территорий в ведении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», включает границы и общую площадь территории, присутствующие и планируемые к размещению объекты благоустройства и их характеристики (в том числе общий уровень благоустройства – состояние дорожного покрытия, освещенность территории, наличие и состояние малых архитектурных форм, и т.д.). Паспорт также сопровождается картографическими материалами с нанесенными на них объектами благоустройства.